Связь характера с деятельностью

Есть такая наука графология, изучающая индивидуальные особенности почерка. Ее специалисты уверены, что по начертанию букв можно многое сказать о человеке, их написавшем. Появилась графология еще в XIX веке, но в настоящее время многие ученые к этой теории относятся скептически. А что по этому поводу говорит психология? Можно ли узнать характер человека по почерку, или все это не представляющие ценности домыслы вроде гадания на кофейной гуще?

Несмотря на определенный скепсис, зерно истины в теориях графологов, несомненно, есть. Это подтверждается одним из основополагающих принципов психологии, который гласит, что не только сознание человека отражает реальность, но и все психические процессы и состояния так или иначе проявляются в деятельности и поведении личности. И в том числе в почерке. Ничего сверхъестественного или псевдонаучного в этом нет.

Человеческий организм – это сложная система, все элементы и процессы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

  • Наши эмоции, чувства, потребности, мотивы, интересы возникают под воздействием внешних стимулов – раздражителей: опасность вызывает чувство страха, встреча с близким человеком – радость, увлекательная книга – интерес, запах вкусной еды – реакцию слюноотделения и т. д.
  • Психические процессы тесно связаны с физиологическими и служат причиной изменений в работе разных систем организма.
  • А длительное переживание отрицательных эмоций может стать причиной так называемых психосоматических заболеваний, например, тахикардии, аритмии, гипертонии, гастрита.

Так, чувство страха, ощущение опасности активизирует деятельность одних систем организма и тормозит работу других. Выброс адреналина в кровь подстегивает работу сердца — оно начинает биться чаще. Возникает сужение сосудов, за счет чего лицо бледнеет, появляется озноб, холодеют руки и ноги. А вот работа пищеварительной системы подавляется, так как все ресурсы организма направлены на другие цели – спасение от опасности. Иногда сильное чувство страха вызывает общую слабость, дрожат руки и ноги.

А чувство гнева, напротив, вызывает расширение сосудов и резкий скачок давления, из-за чего кровь приливает к лицу. Мышечный тонус усиливается, напряжение мышц может быть такое, что человек непроизвольно сжимает кулаки, стискивает челюсти.

Любые эмоции проявляются в поведении: изменяется выражение лица, походка, тембр речи, жестикуляция. Изменения в характере мелкой моторики руки влияют на почерк, который приобретает особенности, отражающие наше эмоциональное состояние.

Переживание различных чувств, эмоций, изменение настроения по-разному влияет на характер движений, и это дает возможность по почерку понять, в каком состоянии человек писал текст.

Состояние возбуждения

Оно вызывает усиление тонуса мышц, поэтому усиливается нажим, линии становятся более жирными. Но характер возбуждения может быть разным в зависимости от того, какие эмоции переживает человек – положительные или отрицательные.

Например, если человек разгневан, то мышцы настолько напряжены, что нарушается координация движений – карандаш или ручка могут даже рвать бумагу, а почерк становится резким, рваным, угловатым и даже колючим. Появляются ненужные линии-черкотины в конце слов и предложений, а жирные точки напоминают удар по бумаге. Из-за того, что мозг переполнен негативными эмоциями, человек делает ошибки и в сильном раздражении не исправляет их аккуратно, а зачеркивает неправильно написанные слова несколькими жирными чертами.

Радостное возбуждение проявляется несколько иначе. Человек его не старается сдерживать, а наоборот, оно вырывается ярким фейерверком. Под влиянием сильных эмоций буквы скачут, «выпрыгивая» из строки, становятся крупнее и небрежнее. Небрежность почерка связана с тем, что под влиянием радостного возбуждения движения становятся суетливыми, хаотичными, а их скорость увеличивается. Представьте, как бегает и прыгает от радости ребенок. Вот то же самое происходит и с почерком.

Это интересно:   Краткая суть теории

Страх

Это сложное чувство, и в зависимости от степени выраженности и причины может проявляться по-разному. Страх – одно из самых древних человеческих эмоциональных состояний, которое рождается в старой части головного мозг, подкорковой зоне – в лимбической системе. Поэтому физиологические изменения под влиянием страха наиболее заметны. Усиление сердцебиения и тремор (дрожание конечностей) вызывают мышечную слабость. Поэтому буквы под влиянием этого чувства тоже получаются «дрожащие» — слабые, прерывистые, неровные линии. Почерк становится мельче, убористее, так как под действием страха и сам человек сжимается.

Затруднения, которые испытывает испуганный человек при письме, заставляет его быть лаконичным. Предложения, да и весь текст становится короче – работа мозга сконцентрирована на факторе опасности, поэтому все малозначимые функции тормозятся. С этим связан тот факт, что под влиянием страха люди немного глупеют, а предложения утрачивают логичность и связность.

Спокойное, доброжелательное состояние

В спокойном, благодушном настроении движения человека плавные, неспешные, хорошо скоординированные и уверенные. И почерк у него ровный, аккуратный, неторопливый. Буквы округлые. Соединения между ними плавные. Именно в таком состоянии в большей степени проявляются индивидуальные особенности почерка – появляются разные «красивости», завитушки, росчерки и т. д.

Это самые основные, базовые психические психоэмоциональные состояния. Но чувства и эмоции человека очень разнообразны, нередко противоречивы, и все их оттенки и нюансы определить по почерку невозможно. К тому же это ситуативные изменения, а характер – устойчивая совокупность черт личности. Способен ли он настолько влиять на индивидуальные особенности почерка, что по нему можно определить черты личности? Да, это возможно, но правильнее говорить не о почерке, а вообще о характере движений человека, в том числе и движений руки по листу бумаги.

Связь характера с деятельностью

Темперамент – это биологическая основа характера, совокупность врожденных особенностей нервной системы. Именно эта сфера индивидуальных особенностей личности больше всего отражается в почерке.

Четыре типа темперамента (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник) в чистом виде встречаются редко, но это комплексы черт, которые определяются тремя особенностями высшей нервной деятельности, точнее, процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Совокупность врожденных индивидуально-психологических особенностей личности зависят от трех факторов:

  • силы нервных процессов;
  • подвижности и скорости протекания этих процессов;
  • степени равновесия возбуждения и торможения.

Комбинации этих качеств дают неповторимые типы поведения, влияющие на характер почерка. То есть отличить почерк холерика от почерка флегматика несложно, проблема в том, что почти у каждого человека есть черты всех типов темперамента. Но можно рассматривать особенности почерка по отдельным чертам или характеристикам нервной системы.

  • Уровень энергии. Этот показатель определяется силой нервных процессов, устойчивостью возбуждения и торможения. В почерке уровень энергии можно определить по нажиму. Чем сильнее нажим, тем более энергичный человек.
  • Эмоциональность. Она во многом определяется силой возбуждения и торможения и подвижностью этих процессов. У людей с повышенной эмоциональностью ярко выраженный наклон букв вправо, более небрежное написание (буквы неровные и прыгают), и более слитное – каждое слово является непрерывной цепочкой букв. У людей уравновешенных буквы стоят прямо, каждая из них четко и аккуратно прописана.
  • Уровень агрессивности. Чем более острые и угловатые буквы, особенно с сильным нажимом, тем более человек склонен к агрессии. А вот округлые буквы и плавный почерк присущи добрым и мягким людям.
  • Общительность (уровень экстраверсии и интроверсии). Для почерка открытых, коммуникабельных экстравертов характерны более крупные буквы, а мелкий, убористый почерк — для замкнутых интровертов.
  • Умение приспосабливаться к обстоятельствам (уровень ригидности и пластичности). Ригидные люди упрямы, они не меняют своих позиций под влиянием окружающих, и почерк у них с наклоном влево, чем больше наклон, тем больше проявляется ригидность. Для таких людей также характерно четкое раздельное написание букв, они как бы не оставляют возможности трактовать написанное иначе. А вот для пластичных людей с гибкой нервной системой характерно слитное написание букв, а слова и предложения иногда превращаются в этакие «гусенички».
Это интересно:   Теории психосоматики

Если особенности темперамента, так или иначе связанные с психофизиологическими процессами и влияющие на характер движений, по почерку определить можно, то черты характера менее зависят от физиологии и являются продуктом воспитания.

Индивидуальные черты личности и почерк

Большинство качеств личности, которые определяют содержание ее характера, сформировались в процессе развития человека и его взаимодействия с обществом. Например, направленность личности, особенности ее мировоззрения, мотивы, идеалы, жизненные ценности, интересы по почерку определить невозможно.

Индивидуальность личности проявляется не в том, как написано, а в том, что написано. Можно провести анализ текста (если он достаточно большой), выявить особенности словарного запаса, построения предложений, повторы каких-то слов, ошибки и опечатки и на основании этого составить психологический портрет личности. Но к графологии, то есть к науке о почерке, это отношения иметь не будет. С тем же успехом можно анализировать и текст, набранный на клавиатуре.

Но все же есть некоторые черты характера, которые отражаются в почерке:

  • Волевые качества. Люди, обладающие сильной волей, целеустремленные и уверенные в себе имеют четкий, ровный почерк с буквами среднего размера и с заметным наклоном вправо. Для них характерен довольно сильный нажим, иногда подчеркивание слов и подстрочные и надстрочные знаки, например, над письменными буквами «т» и «ш». Слабовольные люди имеют слабый почерк без нажима, у них обычно много исправлений и большие промежутки между словами.
  • Интеллектуальные качества. Люди с развитым логическим мышлением имеют ровный аккуратный почерк, буквы одного размера и равные промежутки между словами. Написание букв максимально приближенное к стандартному образцу. А вот образное мышление делает почерк более вычурным. Не обязательно красивым, но людей с преобладающим образным мышлением отличает нестандартное, оригинальное начертание букв, росчерки, петельки и завитушки в местах соединения. Поэтому их почерк малопонятен и иногда напоминает арабскую вязь, готический шрифт, а то и шумерскую клинопись. Но здесь нет преднамеренной стилизации – просто так получается.
  • Уровень креативности. Для творческих личностей характерен неровный, малопонятный почерк. Их рука часто не успевает за мыслью, поэтому конечные слоги слов превращаются в «хвостики» или завитушки. К тому же в почерке креативов сложно определить какие-то индивидуальные особенности, связанные с другими чертами личности, потому что он беспорядочный, постоянно меняющийся и очень быстрый.
  • Профессиональные качества личности. Есть некоторые профессии, которые накладывают отпечаток на почерк. Всем известно, как сложно прочитать написанные непонятными закорючками рецепты врача и записи в медицинской карте. А вот почерк учителя начальных классов отличается аккуратностью и правильностью начертания букв, почти как в прописях.

Подводя итоги, можно отметить, что составить достоверный психологический портрет личности исключительно по почерку сложно. В любом случае он будет неполным, ущербным. Ведь каждый человек не только уникальная личность, но и обладает множеством качеств, которые никак не отражаются в почерке. К ним можно отнести, например, нравственные качества, играющие важную роль в жизни человека. То есть по почерку мы можем сказать, что человек общительный, но кто он – душа компании или хам, обожающий скандалы и троллинг? На этот вопрос и на многие другие почерк ответа не дает.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *