Особенности развития детей на 3-м месяце жизни, до года и до 5 лет

Рождение ребенка — самое счастливое семейное событие. Первые месяцы жизни малыша – важнейший период, когда перед крохой открывается длинный и увлекательный путь взросления до сознательного человечка. Ему предстоит много узнать об окружающем мире, поэтому молодые родители должны создать все условия для правильного развития и приобретения жизненно важных навыков.

Различия в развитии мальчиков и девочек

С полугодовалого возраста каждый ребенок может распознавать принадлежность человека к определенному полу. Однако, только с двух лет начинается самоидентификация по половому признаку в ходе общения со сверстниками, по принципу их поведения во время игр. Развитие мальчиков и девочек отличается по некоторым критериям.

Навыки и умения Мальчики Девочки
Моторика Для мальчиков характерно быстрое развитие крупной моторики: бега, прыжков, удержание равновесия. Физическая активность более агрессивна и импульсивна. Для девочек – мелкой моторики: письмо, рисование, лепка.
Вербальное развитие Речь развивается по сравнению с девочками с некоторым запозданием, набор словарного запаса скуднее. Чтение – сильная сторона, способность обращать внимание на невербальные признаки – голос, интонацию. Поэтому девочки – хорошие «собеседники», с умением выражать эмоции и чувства уже на ранней стадии развития.
Умение ходить на горшок В возрасте до двух лет мальчики чаще писают в постель. Приучаются к горшку быстрее.
Первые шаги Склонность к повышенной подвижности, «авантюризму», определяет способность быстрее делать первые шаги, чтобы поскорее испытать свои силы. Для маленьких девочек характерно отставание в приобретении навыков ходьбы на 2-3 месяца в отличие от мальчиков.
Развитие речевых навыков Тяга к соревнованиям более выражена, чем у девочек, заставляет вступать в словесные споры. Девочки все равно преуспевают больше в развитии речи, опережая мальчиков примерно на 5 месяцев.
Тяга к новым открытиям Любознательные мальчики, чтобы чувствовать психологический комфорт, постоянно ищут новые открытия, с удовольствием исследуют все неизведанное, ранее непонятное. Девочки предпочитают более спокойное времяпровождение, менее подвижные игры. Им гораздо интереснее заниматься обустройством своего «укромного уголка» с расставлением игрушек, перебиранием любимых вещей.

Уже с момента рождения можно говорить об отставании в развитии мальчиков от девочек с разницей в 3-4 недели. Но к началу подросткового возраста этот разрыв полностью стирается. Хоть юные сверстницы вступают в увлекательный этап взросления раньше, мальчикам природа подарила возможность наслаждаться прелестями беззаботного детства на несколько лет дольше.

Набор навыков и развитие мальчиков и девочек до года по месяцам

Возраст ребенка

и период
Навыки и умения Полезные советы и рекомендации для родителей
1 месяц

Адаптация
В первый месяц малыш учится находиться вне материнской утробы, поэтому до 20 часов в сутки проводит во сне, в остальное время кушает. К концу первого месяца начинает обращать внимание на игрушки, а первый цвет, который различает – красный. Также малыша начинают привлекать окружающие звуки, но еще сохраняются новорожденные рефлексы:

  • сосательный;
  • плавательный;
  • поисковый (когда малыш ищет грудь мамы);
  • первый, автоматической ходьбы (ребенок делает движения наподобие шагов, если его, придерживая, поставить на ножки).

У развитых детей наблюдается способность удерживать головку самостоятельно.

Главная цель – создать условия повышенного комфорта для малыша: правильный температурный режим, личный контакт — держать на руках, разговаривать, петь колыбельные, играть.
2 месяца

Первое «оживление»
Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования – до 50 минут. Улучшаются зрительные и слуховые способности – теперь он может разглядеть предметы, находящиеся на расстоянии 0,5 м, различать голоса родителей. Также удерживает головку в вертикальном положении, переворачивается в кроватке на бок. Угасают младенческие рефлексы. Эмоциональный фон расширяется. Чтобы помочь ребенку развиваться эмоционально, нужно как можно чаще смешить малыша – так появится первая улыбка. Разговаривать с ним, тогда он начнет реагировать на пока еще непонятные слова первыми звуками: «агу», «абу», «ага», «гугу».
3 месяца

Продолжение оживления
Заметно развиваются навыки психического, физического, эмоционального плана.

  1. Удержание головы.
  2. Способность приподниматься на предплечья, чтобы оглядеться вокруг.
  3. Хватание предметов, зажимание их в кулачке.
  4. Желание «тащить» все в рот, так как на этом этапе развития слизистая оболочка ротовой полости гораздо более чувствительна, чем пальчики.
  5. Улыбка переходит в смех.
  6. Подражание мимике.
  7. Произнесение первых слогов.
Ребенок делает первые попытки самостоятельно переворачиваться и приподниматься на ручках, поэтому не стоит оставлять его одного на кровати во избежание падения с получением травм.
4 месяца

Активное оживление

  • Уверенность в удержании головки с активным поворачиванием в стороны.
  • «Стойка» на локтях от живота с выпрямленными ручками.
  • Перемещение по пространству комнаты «перекатами», попытки самостоятельно поползти.
  • Осознанные манипуляции с предметами.
  • Разделение игрушек на любимые и менее интересные, любопытство к отражению, отличная реакция на стуки, звон, голоса, музыку.
  • К звукам «гуления» и «гукания», прибавляются слоги: «ба», «ма», «па».
Для этого периода развития для ребенка характерно ощущение страха потерять маму. Именно в 4 месяца стоит уделять как можно больше внимания и любви малышу.
5 месяцев

Физическая активность

  • Уверенные перевороты через разные стороны.
  • Умение опираться на ладошки.
  • «Подготовка к сидению» — принятие позы с опорой на одну из ручек из положения полулежа.
  • Умение опираться на ножки при поддержке родителей.
  • Выполнение захватов ступней, которые малыш норовит засунуть в рот.
  • Активное развитие социальных навыков – отличие «своих и чужих».
  • Проявление интереса к иллюстрированным книжкам.
Родители должны рассказывать малышу как можно больше стихов, подробно описывать сюжеты картинок, способствуя развитию речевых навыков. Можно начинать учить первым словам: «мама», «папа», «баба».
6 месяцев

Исследование окружающего мира

  • Активное ползание по-пластунски.
  • Самостоятельно, полулежа сидит непродолжительное время.
  • Делает попытки удержаться в упоре на колени, с помощью раскачивающихся движений.
  • Приучение к ложке, принятие пищи из чашки.
  • Развитие интеллекта выражается через осознание последствий своих действий.
  • Издает первые новые согласные – «з», «с», «ф».
Так как ребенок начинает ползать, нужно убрать все небезопасные предметы из зоны досягаемости.
7 месяцев

Управление собственным телом

  • Передвигается на четвереньках.
  • Удерживает прямую спинку, делает первые попытки самостоятельно встать.
  • Понимает вопрос «где?», умеет показывать на предмет.
  • Использование вместо соски чашки-непроливашки.
  • Подражание звукам животных.
Активное развитие мелкой моторики требует тщательно следить за тем, что оказывается у малыша в руках, поскольку мелкие детали могут легко попасть в рот, нос, уши. Для стимуляции познавательного интереса необходимо подробно описывать окружающие вещи, правильно называть части тела.
8 месяцев

Настойчивость

  • Принятие уверенной стойки, способность доползти до любой опоры.
  • Самостоятельное передвижение по квартире на четвереньках, умение садиться из этой позы.
  • Осмысленная игра с предметами, складывание игрушек в коробку, умение «вкладывать» вещи друг в друга или «нанизывать» кольца на основание.
  • Желание держать ложку самостоятельно.
  • Подпевание детским песенкам, совершение подтанцовывающих движений под музыку.
  • Понимание простых просьб – «принеси», «подай», «покажи».
Уже в этом возрасте дети могут произнести первое осмысленное слово, поэтому нужно как можно чаще разговаривать с ними, подкрепляя процесс простыми развлекательными играми – «ку-ку» или «ладушки».
9 месяцев

Проворность и повышенная активность

  • Уверенное передвижение по квартире с помощью опоры.
  • Умение вставать из любого положения.
  • Проявление характера – недовольство, капризность, сопротивление во время купания.
  • Интерес к творчеству – лепке, рисованию.
  • Пополнение словарного запаса, понимание указаний взрослых — «положи», «есть», «дай», «нельзя».
  • Интерес к играм со сверстниками.
Самостоятельные попытки ребенка залезть на стул или диван должны производиться под строгим контролем родителей. Давая играть с пластилином, необходимо следить, чтобы он не потянул его в рот.
10 месяцев

Проворность и повышенная активность

  • Подражание поведению взрослых, копирование мимики.
  • Пародирование звуков животного мира, запоминание названий животных.
  • Приобретение навыка обобщения понятий.
  • Попытки самостоятельно одеваться, раздеваться.
Самостоятельность во всех проявлениях необходимо поощрять – дети этого возраста обожают похвалу, которая служит дальнейшей мотивацией для изучения всего нового.
11 месяцев

Первая вежливость

  • Первые вежливые слова, жесты.
  • Повышенная эмоциональность — резкие смены настроения от смеха к плачу.
Для закрепления положительных привычек в плане вежливого общения важно просить ребенка проговаривать «привет», «пока», «спасибо» для формирования привычки.
12 месяцев

От младенчества к детству

  • Осознание того, где и что в доме лежит.
  • Перешагивание через препятствия.
  • Жевание.
  • Считывание настроения с окружающих.
  • Активный лепет отдельными словами.
Если ранее родители уже пытались приучить ребенка к горшку, в 12-месячном возрасте малыш уже может начать сам проситься «вылезти» из подгузников.

Что должны уметь дети до 5 лет по годам

В возрасте от 0 до 5 лет ребенок проживает самые важные этапы развития, когда происходит формирование личностных качеств, важных умений. Чтобы он получил правильное начальное воспитание и умел вежливо себя вести, важно постоянно заниматься с ним – играть, развивать физическую культуру, речь, мелкую моторику, эмоциональную сферу, логическое мышление.

Возрастная группа Навыки и умения
1-2 года Логическое мышление Играть с кубиками, складывать башенки, проявлять исследовательский интерес путем разбора предметов.
Речевые навыки Проговаривать простые слова, знать имена всех членов семьи.
Социальное развитие Уметь правильно называть части тела, лица.
Бытовые и навыки обихода Ходить в туалет на горшок, самостоятельно вставать и ходить, пить из чашки, понимать и реагировать на указания родителей, подражать чужому поведению.
Развивающие пособия Пазлы, Азбука, Алфавит, карточки, раскраски, трафареты, кубики.
2-3 года Логическое мышление Первое знакомство с арифметикой, выполнять 2-3 последовательных действия, проявлять тягу к рисованию, конструированию.
Речевые навыки Произносить фразы из 4-5 слов, осознавать указания взрослых, знать простейшие детские песенки, стихи.
Социальное развитие Различать транспортные средства.
Бытовые и навыки обихода Осуществлять самостоятельно спуск и подъем по лестнице, одеваться, раздеваться, пользоваться горшком, двигаться задом наперед, держать равновесие на перекладине, уметь обращаться с ножницами, быть обученным гигиене рук.
Развивающие пособия Карточки с цифрами и геометрическими формами, игры-ассоциации, сборники стихов, потешек, скороговорок, карточки-рисунки: животных, фруктов, овощей, транспортных средств, аппликации.
3-4 года Логическое мышление Уметь считать до трех, показывать цифры на пальцах, оперировать понятиями «много-мало», «высоко-низко» и др., различать: круг, квадрат, треугольник, обладать навыком сравнения предметов по форме, цвету, величине, составлять из вещей пары по характерному признаку, находить сходства и различия в предметах, исключать лишнее, запоминать цепочку картинок и слов, уметь сосредоточенно работать над заданием.
Речевые навыки Воспринимать и описывать образы, формулировать предложения из 5-6 слов, различать признаки предметов, уметь образовывать из них группы.
Социальное развитие Различать домашних животных, птиц, рыб, насекомых, деревья, цветы, ягоды. Иметь базовые представления о материалах, из которых изготовлены предметы. Различать время суток, явления природы.
Бытовые и навыки обихода Самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться канцелярскими предметами для творчества, рисовать примитивные изображения в виде точек, линий, кружочков, раскрашивать фигуры, знать правила гигиены.
Развивающие пособия Карточки со счетом, видео-уроки по счету, двойные пазлы, рабочие тетради по математике, игры с игральными костями, прописи, музыкальные игры, первые энциклопедии о животных и насекомых, книги о временах года, набор детской посуды, пластилин, наборы «Собери сам».
4-5 лет Логическое мышление Различать стороны и направления, расширять знания о геометрических фигурах, соотносить предметы с цифрами при счете, уметь писать числа, уметь складывать предметы по принципу конструктора, формулировать ответы на вопросы: «Почему?», «Можно ли?», «Для чего?», подбирать противоположные по смыслу слова.
Речевые навыки Строить предложения из 5-8 слов, общий словарный запас – не менее 1000 слов, различать части тела людей и животных, уметь по признакам называть предмет, понимать значение предлогов, поддерживать диалог, знать первую информацию о себе: ФИО, возраст, место проживания, использовать в речи прошедшее время.
Социальное развитие Различать овощи и фрукты, знать, когда они созревают, где растут, знать о способах передвижения насекомых, уметь называть правильно детенышей животных, знать главные приметы каждого времени года.
Бытовые и навыки обихода Уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнию, рисовать без отрыва карандаша от листа, раскрашивать изображения, соблюдая границы рисунка. В этом возрасте можно впервые познакомить ребенка с алфавитом иностранного языка.
Развивающие пособия Раскраски с соединением точек, прописи с цифрами, тройные пазлы, рабочие тетради по математике, головоломки, детские развивающие журналы, пособия для чтения, считалки, дидактические игры с цветными буквами и картинками, энциклопедии «Окружающий Мир», игра «Крестики-нолики», книжки для детей по анатомии, карточки с алфавитом иностранного языка.

Видео советы

Что говорит доктор Комаровский про развитие детей

Известный во всем мире детский врач, специалист в области изучения вопросов здоровья и формирования внутрисемейных отношений — доктор Комаровский. К его мнению прислушивается множество родителей, он пишет книги, выступает на телевидении, даже ведет свой ютьюб-канал. Изучая процесс роста и развития ребенка, Евгений Олегович выдвинул несколько главных положений.

  1. Манера поведения тесно связана с самочувствием – не бывает беспричинного детского плача или крика. Однако, привычка решать проблемы, связанные с каким-либо дискомфортом, может вылиться в пагубную привычку.
  2. Комфортные условия, созданные для ребенка в период 2-3 месяца его жизни, повлияют на дальнейшее развитие его способностей самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде.
  3. Родительское внимание гораздо более мощный фактор формирования здоровья, чем походы к педиатрам.
  4. Чтобы ребенок был по-настоящему счастливым, любознательным, активным, его обучение должно проходить с использованием развивающих книг и игр, ведь дидактические детские материалы составлены с целью увлечений, «вырывая» из бытовых реалий.
  5. Вопрос перевоспитания, переучивания – практически неподдающаяся решению цель. Начинать формировать положительные качества и манеру поведения правильного с самого начала осмысления малышом, происходящего вокруг. А применение в воспитательном процессе крайних мер – строгих наказаний, лучше вовсе исключить. Интересно, что заниматься воспитанием ребенка получается гораздо лучше у отцов, чем у матерей.

Стоит ли волноваться, если есть отклонения от нормы?

Открытие окружающего мира, такого яркого и разностороннего, для малыша источник восторженных, изумительных впечатлений. Многие родители винят себя, если замечают, что чадо несколько отстает в развитии от сверстников. Однако, давно доказано, что такие обстоятельства в редких случаях возникают из-за влияния наследственных факторов или ошибок в уходе за ребенком.

Сложный процесс формирования детских навыков и умений индивидуален для каждого растущего человечка. Даже при средних возрастных нормативах развития для определенного этапа взросления, становление абсолютно здоровых детей может не соответствовать этим «календарным расчетам».

Развитие социальных навыков и эмоционального фона

Навыки социального общения, выражения чувств и эмоций во многом зависят от темперамента ребенка – спокойного или активного, но более сильным фактором их формирования выступают условия жизни. Плохие качества, вредные привычки или пагубные зависимости не передаются наследственным путем. Исправить неблагоприятным образом складывающуюся ситуацию может детский врач, который сумеет вовремя выявить и устранить проблему. Вмешательство специалиста особенно необходимо при нарушениях моторного и нервно-психического развития.

С какого возраста записывать детей в секции и кружки

Незаменимую помощь в развитии способностей или талантов ребенка могут оказать сами родители, записав его в творческий кружок или в спортивную секцию. Детство – подходящий период жизни для поиска новых увлечений, когда энергия льется через край.

У дошкольников характерно проявление креативных идей, они не стесняются декламировать стишки собственного сочинения, петь песенки, беззаботно танцевать. Они еще не знают рамок, которые стесняли бы их порывы, поэтому не стоит порицать желания ребенка реализовать себя творчески. Важно поощрять любые начинания, даже если первые рисунки будут «каляки-маляки», а дополнительные занятия в домашних условиях, проводимые, конечно, по желанию, только подстегнут интерес к определенной деятельности.

Идеальный возраст для похода в обучающие секции – 5-6 лет. В эти годы дети начинают осознавать разницу между «настоящей» учебой и спонтанностью.

Во многие спортивные кружки детей охотно берут даже в возрасте 2-3 лет, и не стоит временить с решением отдать ребенка в профессиональный спорт, это скажется положительно на его общее физическое развитие.

До 5 лет посещение бассейна – развлекательное мероприятие, а в 7-8 лет можно уже задуматься о «подготовке к Олимпиаде».

Успешно овладевать иностранными языками дети способны с возраста, когда только начинают учиться говорить. Восприимчивое отношение ко всему новому распространяется на любую речь.

Видео сюжет

Развитие у детей происходит в индивидуальном ключе, со своим темпом, достижениями, ошибками. Нет гарантии что, какие-либо задержки в формировании навыков у малыша, в отличие от преуспевающих сверстников, это отклонения от нормы. Однако, никогда не помешает консультация опытного педиатра или невролога. Врачи смогут вовремя выявить и устранить возможные проблемы.

 

Это интересно:   Дыхательная гимнастика Стрельниковой: польза и вред, видео, отзывы

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *