Альбасете — город ножей (Испания)

Городок Альбасете лежит в глубине Пиренейского полуострова, и добраться до него можно за пару часов, если выехать на поезде из Валенсии. Станция Альбасете далеко не самая крупная в Испании, и не знающий об этом городе путешественник может запросто проехать мимо, хотя город, несомненно, заслуживает посещения. Дело все в том, что, помимо наличия интересных мест и достопримечательностей, на протяжении веков он являлся центром изготовления ножей, и отсюда они расходились как по всей Испании, так и далеко за ее пределы. Сохранилось это ремесло и сегодня, и владельцы многочисленных мастерских и лавочек рады каждому посетителю.

С ножами в Альбасете связано практически все. Уже в здании вокзала вас встречают скульптурные композиции, в которых просматриваются формы традиционных испанских ножей. В городе имеется памятник уличному торговцу ножами – в шляпе, с лотком через плечо, он предлагает свой товар прохожим. Сотни таких же торговцев бродили когда-то не только по улицам Альбасете, но и по всем городам Испании.

Подобно другим испанским городам и поселкам, Альбасете сохранил в себе память о присутствии здесь арабов какое-то время назад. Как известно, на рубеже тысячелетий значительную часть Пиренейского полуострова завоевали арабы, дававшие собственные названия населенным пунктам. Так, приставка «Аль-» в названии города происходит именно из арабского языка. Однако этим дело и ограничивается – в остальном, Альбасете является типичным испанским городом. Кафедральный собор, арена для боя быков, здание ратуши.

Однако отличие Альбасете от иных населенных пунктов схожего размера заключается в изобилии ножевых магазинов. При этом, здесь можно повстречать как дешевую продукцию стоимостью в несколько евро, так и подлинные произведения ножевого искусства, стоимость которых исчисляется сотнями единиц европейской валюты. Различные сорта стали, гравировка, чеканка, инкрустация костью и самоцветами – традиции ремесла благополучно сохранились до наших дней.

Раз уж вы оказались именно в Альбасете, невозможно пройти мимо музея ножей. Он располагается в отдельном здании поблизости от собора и главной площади города, и узнать его достаточно просто по характерным вывескам с изображениями клинков. Вход для посетителей абсолютно бесплатный, и удручает одно – фотосъемка внутри категорически запрещена. И это, действительно, расстраивает, ведь поснимать здесь можно немалое количество экспонатов!

Это интересно:   Авокадо

Традиционный испанский нож именуется навахой. По своему устройству он однолезвийный и складной – при этом, разные экземпляры могут иметь замки для фиксации клинка, изготовленные по различным технологиям. Многие навахи при раскрытии издают характерный треск или щелчок, что расценивается, как достоинство. Рукояти ножей подразумевают накладной монтаж, причем плашки могут вытачиваться из дерева разных пород, из коровьего рога, или же из сложносоставных материалов. Клинки могут иметь различную форму – от хищных и узких, до вполне добродушных пузатых.

Когда-то наваха являлась полноценным боевым клинком, и ее происхождение связано с историческим запретом для не-дворян на ношение оружия. Так, крестьянин или ремесленник не мог свободно носить кинжал, а тем более уж рапиру или же шпагу. Однако все же присутствовала необходимость чем-либо защищаться от злоумышленников или доказывать свою правоту в пылу уличных споров – так родилась наваха, юридически не являвшаяся оружием.

Тем не менее, исторические образцы навах могут быть просто огромны – в разложенном виде они превышают длину руки взрослого мужчины. Подобные экспонаты развешаны «веерами» в стенах музея, и приковывают внимание блеском холодной стали. Имеются здесь и гравюры, запечатлевшие дуэли на подобных навахах – соперники удерживали их, как небольшие алебарды. Забавный момент заключается в том, что и подобные монстры не рассматривались в качестве полноценного оружия, хотя любым из таких экземпляров запросто можно лишить человека конечности.

Однако со временем уличные дуэли отошли в прошлое, и навахи стали большей частью применяться в быту. Размеры их уменьшались, клинки делались менее длинными и широкими – так появился классический испанский карманный нож. Производство навах превратилось в самостоятельное направление народного ремесла, и их нередко украшали инкрустацией, позолотой, применяли дорогостоящие материалы. В каждой части Испании бытовали свои разновидности, и примеры каждой из них также собраны в стенах музея.

Это интересно:   Мы учимся читать. Пособие мамам.

Есть здесь и зал, посвященный процессу производства ножей. В нем выставлены станки и точила, на которых ремесленники создавали навахи. Аннотации возле каждого экспоната вкратце поясняют принцип действия того или иного устройства. Можно увидеть заготовки клинков и рукоятей, полуфабрикаты и уже готовые ножи, ожидающие заточки.

Сложно сказать на первый взгляд, сколько же тысяч ножей собрано в этом музее. Здесь есть старые образцы и современные изделия. Огромные раскладные навахи и скромные карманные ножички. Простые экземпляры с деревянными ручками и подлинные ювелирные изделия. Побывав в музее, можно вынести немало сведений об испанских ножах. В музее проводятся экскурсии, в ходе которых гиды разъясняют посетителям те нюансы, которые могут быть не перечислены на сопроводительных надписях. Безусловно, было бы очень полезно записаться на такую экскурсию.

Возможно, вам захочется приобрести что-либо на память. Для этой цели в холле музея есть павильон, где продаются открытки, литература, каталоги испанских навах. Различная сувенирная атрибутика с надписями «Альбасете» и с изображениями ножей также представлена здесь. Ну и, конечно же, здесь же можно купить настоящий испанский нож, убранный в обитый бархатом деревянный футляр и с памятным травлением на клинке. Впрочем, готовьтесь к тому, что стоимость будет немалой – ведь это не китайская подделка, а подлинная наваха из Альбасете, слава которой когда-то гремела по всему Средиземноморью.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *